Наука и искусство гибридизации


"Уф, вот мы и у ворот Мадрида ". Наконец-то, речь пойдет о творческом процессе.

Если по своему складу коллекционеры - хранители, селекционеры - критики и судьи, то гибридизаторы - творцы. И самое необычное заключается в том, что в нашем мире распавшихся канонов и укладов орхидеистика бережет наследие средневековой цеховой культуры. Стать творцом можно, лишь пройдя предыдущие ступени - хранителя и судьи-критика.

Как следствие, творчеству орхидеиста-гибридизатора свойственны черты, практически более нигде не встречающиеся.

Во-первых, кумулятивность. В этом орхидеистика не одинока, хотя круг кумулятивных видов творчества крайне узок. Кумулятивность означает, что деятельность гибридизатора опирается на результат труда его предшественников. И не только таких же как он гибридизаторов, но и коллекционеров, и селекционеров. Следовательно, наиболее эффективным способом существования гибридизатора является его членство в каком-нибудь селекционном клубе.

Во-вторых, неразрывность созидания и отбора. Гибридизатор всегда осуществляет скрещивание с учетом того, что его труд будет завершен селекционерами, которые "уберут" лишнее.

В-третьих, антропологический минимализм. Он проявляется двояко. Как в наличии определенной случайности приобретения сеянцами тех или иных признаков, так и, наоборот, в детерминированности их свойствами родителей и через них более отдаленных предков.

В-четвертых, коллективный характер творчества. Поскольку сорт орхидеи есть не только то, чем он является сам по себе, но и звено в генеалогической цепи, гибридизатор является соучастником формирования родословной.

В-пятых, необходимость самокомментирования. Зачастую, орхидеист-гибридизатор вынужден пояснять смысл и направленность своего скрещивания, чтобы быть понятым селекционерами и коллекционерами, поскольку оценка его творчества предусматривает понимание указанного.

Совокупность всех этих качеств делает творчество гибридизатора уникальным феноменом, механизмы которого необходимо в той или иной мере знать и учитывать как селекционерам, так и коллекционерам.

Гибридизация орхидей в значительной степени базируется на научном фундаменте. В значительной степени это - теоретическая генетика. Но помимо нее необходимо учитывать ряд обстоятельств, порожденных спецификой орхидеистики.

Во-первых, это задокументированность родословных. Как уже было сказано в самом первом сюжете о коллекционировании, родословные хранят в себе значительный объем информации о растении.

Во-вторых, прозрачность культурной традиции. Наряду с родителями растения, родословные содержат информацию о гибридизаторе (оригинаторе). А другие литературные источники о владельцах (следовательно, селекционерах) конкретных клонов. Элемент генетической случайности при этом частично гасится искусственным отбором, если вектор селекционной работы или хотя бы предпочтения селекционера известны. Клон, отобранный им, уже не является среднестатистическим потомком родителей, а особью с вполне заданными свойствами.

Тем не менее, гибридизация остается в значительной степени искусством. С наиболее выдающимися представителями которого, а также их произведениями можно познакомиться, например, по справочным материалам Американского орхидного общества о награжденных им растениях.


P.S. Необходимо уточнить термины. Когда мы что-то называем искусством, мы подчас вкладываем в это разный смысл. Например, греки и по традиции средневековая Европа к искусствам относили астрономию и теоретическую музыку, в то время как исполнительская деятельность или живопись считались ремеслами. В русском языке изначальный смысл слова "искусство" равнозначен мастерству. Искусный - умелый, мастерский. В этом его сходство с английским, почему английское art of programming так легко переводится как искусство программирования. Прорабатывая терминологию, можно охарактеризовать искусство как мастерство, базирующееся одновременно на знании, опыте и интуиции. В этом плане гибридизация орхидей - несомненно искусство. И это нечто очевидное.

Но смысл слова "искусство" может быть и несколько иным, хотя и вытекающим из предыдущего. Делая акцент на интуиции, можно охарактеризовать ее как "художественную" или "артистическую", чтобы отделить от "логической" интуиции. Это предполагает наличие в произведении искусства особого художественного смысла. И этот художественный смысл не сводится просто к эстетической ценности, поскольку прекрасным может быть и естество. Достаточно ли для наличия художественного смысла эстетической ценности, проистекающей от искусного действия ? Пожалуй, как причины - да. Но этот смысл подлежит раскрытию.

И в этом суть интриги художественного смысла. Рассуждая логически, мы выявили чисто умозрительно его наличие в шедеврах орхидной гибридизации. Базирующейся на феномене родословных, на искусственном отборе и имеющей своим результатом конкретные биологические особи, реализующие в своем цветении заложенное в них эстетическое начало. Но раскрыт ли этот смысл перед нами, вот в чем вопрос ? Видим ли мы его "воочию" ? Бесконечность интриги требует риторичности вопроса ...


И, напоследок, взгляд с другой стороны ... Можно ли живое существо, каковым является сортовая орхидея, считать произведением искусства, что означало бы искусно изготовленный декоративный объект ? Может ли живое быть объектом художественного творчества ? И если, будучи несомненно культурным феноменом, новый сорт не является в полном смысле этого слова произведением искусства, то ЧТО ЖЕ ЭТО ТОГДА ТАКОЕ ?

Позвольте предпочесть молчание дальнейшим разговорам и риторическими вопросами закончить наш экскурс в жизнь орхидеистики, с которых она по-настоящему только начинается.


Обязательно загляните на доску объявлений.
Hosted by uCoz