Что такое коллекционирование
сортовых орхидей


Прежде чем обсуждать вопрос о том, что такое коллекционирование сортовых орхидей, необходимо разобраться с тем, чем для нас являются орхидеи вообще. Рассуждение на эту тему целесообразно предварить небольшой галереей зарисовок.

Зарисовка 1: ТРОПИЧЕСКИЙ ЛЕС.
Многие, знакомясь с орхидеями по книгам или журнальным статьям, сталкиваются с живописным описанием тропического леса, полного ботанических сокровищ, радующих глаз туриста, комфортно расположившегося чуть ли не в кресле и с удовольствием озирающего окрестные джунгли. Надо отметить, что эта картина так же похожа на реальность, как пейзажи из романа Герберта Уэллса "Первые люди на Луне" на ее подлинный вид. На самом деле, джунгли можно более или, точнее, менее комфортно наблюдать лишь извне, из лодки, плывущей по реке. Зайдя в них, если это вообще окажется возможным, вы будете постоянно рисковать попасть ногой в трясину, а лицом в паутину, протаскивая, усталые, грязные и вспотевшие, рюкзак, забитый "завтраками туриста", сквозь лианы. Никаких орхидей нет и в помине - один полумрак. Все орхидеи, если они и есть в этой чащобе, там, наверху, на макушках высоченных деревьев, на которые ни вы, ни какой-либо другой разумный человек залезать подобно Тарзану не собирается. Как же собирают орхидеи, спросите вы ? Ну, во-первых, сейчас их уже почти не собирают, а разводят. А, во-вторых, если и собирают, то, в основном, со спиленных деревьев на вырубках, словно говоря им: "Уж, лучше вы к нам ..."


Зарисовка 2: ПУБЛИЧНАЯ ЦВЕТОЧНАЯ ВЫСТАВКА.
Хорошо, в тропическом лесу нам делать нечего. Давайте взглянем на орхидеи на публичной выставке. Конечно, выставка выставке рознь. Есть выставки частные, выставки клубные, выставки публичные. Речь идет о последних. За образец возьмем самую известную и разрекламированную, - ежегодную московскую выставку "Цветы-ХХХХ" (четырехкратное Х означает год проведения). Стоит сразу сказать, что такие выставки можно устраивать только в мегаполисах, поэтому жители городов России с подобным явлением практически не знакомы.

Простояв очередь за билетом, вы попадаете в павильон, забитый народом и экспозициями. Красочные букеты роз, по сотне штук в каждом, газоны из цветущих бегоний ... Одним словом, выставка промышленного цветоводства. Голова идет кругом, молодые люди в элегантных пиджаках всегда готовы поговорить с вами ... о возможном заключении контракта на поставки срезки в жутких количествах. Толчея, суета, гомон. Кретинизм первомайской демонстрации в эпоху рыночной экономики. Отдохнуть и полюбоваться цветами невозможно. Голова кружится все сильнее ... Да, это не садик вашего приятеля в тихом дачном поселке ... Хм, здесь все круто. Зайдя в бар, где торгуют кофе, пивом, фантой и пепси с бутербродами невольно поддаешься мысли: "А где здесь тир ?"

Непроизвольно вспоминаются выставки крупного рогатого скота, проходившие раньше на этом же самом месте (речь идет о ВДНХ). На которых бравые колхозники отчитывались о повышении удоев и поголовья. Интересно, кому хочется повышать поголовье орхидей, удоев вроде бы с них нет никаких. Ну, разве что БАРЫГАМ, плетущим свои паучьи сети в каменных джунглях мегаполисов ?


Итак, стоит сделать предварительный вывод. Орхидеи для нас, жителей России, не представляют какого-либо существенного интереса как природный или сельскохозяйственный феномен. Тогда что же они такое ? Для нас ?

Ответу на этот вопрос предпошлем третью зарисовку.


Зарисовка 3: В ГОСТЯХ У КОЛЛЕКЦИОНЕРА.
Вот вы и в гостях у радушного обитателя городской квартиры. Усевшись в удобном кресле после долгой дороги и выпив горячего чаю или чего покрепче, вы имеете возможность полюбоваться коллекцией хозяина. Вы видите растения, с комфортом расположившиеся на своих местах. Занявших их не вчера или позавчера, а много уже лет назад, и полностью освоившихся со своим окружением. Видя ухоженные растения, вы невольно чувствуете и сами прилив сил и ощущение безмятежности и спокойствия. Домашняя обстановка умиротворяет. Неспешный рассказ коллекционера окутывает вас как теплым одеялом историями из жизни удивительных созданий, погружая вас в совершенно иной мир, непохожий на мир диких джунглей ни в прямом, ни в переносном смысле.


Что же это за мир, в который вводит вас радушный хозяин или хозяйка, словно Беатриче Данте ? Это - мир культуры. Итак, мы получили ответ на интересующий нас вопрос о том, что такое для нас орхидеи. Орхидеи для нас - это культурный феномен.

Развивая тему, стоит сказать, что иногда коллекционеры, да и просто любители орхидей, собираются вместе. На частной выставке, в клубе или в салоне у гостеприимной хозяйки. Тогда вы можете получить удовольствие от тихой, неторопливой беседы. И для вас мир культуры начинает искриться все новыми и новыми гранями, освещаемыми огнем души очередного гостя.

Границы культурного пространства проходят по стенам нашего дома.


Елена ! Красота твоя -
Никейский челн дней отдаленных,
Что мчал меж зыбей благовонных,
Бродяг, блужданьем утомленных,
В родимые края !

В морях Скорбей я был томим,
Но гиацинтовые пряди
Над бледным обликом твоим,
Твой голос, свойственный Наяде,
Меня вернули к снам родным:
К прекрасной навсегда Элладе
И к твоему величью, Рим !

В окне, что светит в мрак ночной,
Как статуя, ты предо мной
Вздымаешь лампу из агата.
Психея ! Край твой был когда-то
Обетованною страной !


Это раннее стихотворение Эдгара Аллана По в переводе Валерия Брюсова как нельзя более точно характеризует ваше состояние путника после, слава Богу, хотелось бы надеяться, только виртуальных блужданий по джунглям разного рода, обретшего мир и покой. Просим прощения у всех дам, чье имя не Елена, но поэт обращается в стихах именно к ней.


Итак, выяснив, что же такое для нас орхидеи, и определив пока чисто визуально, эмпирически, что коллекционирование является фундаментом того культурного феномена, каковым для нас орхидеи являются, успокоенные, наконец-то вырвавшиеся из тьмы варварства и получившие возможность, уже не торопясь, тихонечко рассуждать на интересующие нас темы, попытаемся ответить на кантовский вопрос о том, как возможен этот феномен и, в связи с этим, каковы его особенности. При этом, мы попробуем уже логически вывести из самой природы орхидей тот наличный факт, что коллекция является наиболее естественным способом их бытия в нашей культуре.

В чем же специфика орхидей в качестве культурного феномена? Чем они отличаются от роз, тюльпанов, ирисов, хризантем? Или комнатных азалий и камелий? Или столь широко распространенных сенполий, узамбарских фиалок? Ведь все эти цветы не менее прекрасны, чем орхидеи.

Ответ заключен в истории орхидеистики. Люди, начав заниматься их гибридизацией, с самого начала вели записи скрещиваний и составляли родословные. Именно в этом историческом наследии и заключается специфика орхидей как культурного феномена. В этом они ближе скорее к породистым собакам, чем к остальным цветам. В настоящее время, взяв любой сорт орхидеи, можно проследить полностью его родословную вплоть до исходных природных видов. И это историческое наследие как бы незримо присутствует рядом с нами, когда мы любуемся цветущей особью того или иного сорта. Знаток орхидей способен рассказать о каждой из них не меньше, чем искусствовед-экскурсовод о картинах старых мастеров. И в процессе его рассказа, мы смотрим, слушаем, размышляем ...

Без этого рассказа цветение орхидей напоминает кино без звука, да еще с неторопливым действием и обилием диалогов и размышлений. Только представьте себе фильм об Эркюле Пуаро или Шерлоке Холмсе в таком исполнении. Цветущее растение и рассказ коллекционера, его владельца, о нем сочетаются в единый гипертекст - аналогичный тому, с которым вы сталкиваетесь постоянно в Интернете. И таким образом, впридачу ко всем своим неоспоримым объективным достоинствам само растение в информационном аспекте становится принадлежащей материальному миру гиперссылкой на расположенный в виртуальном мире якорь, в виртуальном мире генеалогий, наград, историй, описаний. Такой "виртуализирующий" подход существенно расширяет весьма ограниченные возможности отечественного коллекционера. Ввиду дефицита места часть растений может быть для целостности общей картины заменена фотографиями, лучше - стерео, например, фотографиями предков, близкородственных сортов или иных клонов того же сорта. Навсегда утраченные или недоступные сорта или клоны остаются в извлеченных из литературы описаниях. Однако, стоит сказать, что такая "гиперссылка" вызывается к жизни исключительно личностью коллекционера. Только находясь в коллекции растение становится коллекционным, а создателем коллекции как на материальном, так и на информационном уровне является ее владелец.

Ценность любого объекта прямо пропорциональна количеству значимых слов, которые о нем можно высказать.

Здесь уместно небольшое отступление. Собирание коллекции и, что не менее важно, формирование ее информационного "ореола"требует от коллекционера определенных усилий и затрат. И времени. Поэтому вряд ли стоит верить обещаниям расплодившихся как грибы после дождя барыг-"кулёкцанеров ", ввозящих растения сомнительного качества исключительно с целью перепродажи и, разумеется, не желающих тратить свои силы на содержание собственной более или менее приличной коллекции, что, приобретя у них растения, вы в одночасье станете настоящим коллекционером и будете приняты в их круг. Право, не стоит на это рассчитывать ... Вспомните, свинопасы в рыцари не посвящают.

Если вас все же не убеждают приведенные доводы, то объясните, каким образом, вы полагаете, человек, оказавшийся неспособным создать собственную коллекцию, может помочь в этом деле вам. Учтите, вряд ли "кучу" орхидей, закупленных для перепродажи, стоит именовать коллекцией, тогда вам придется всерьез считать коллекционером любого продавца томатов на базаре, а помидоры в ящике, иногда слегка подгнившие, именовать его коллекцией.

Итак, пора сделать промежуточные выводы. Двойственная природа орхидей, благодаря своим родословным одновременно существующим на материальном и информационном уровне, порождает коллекционирование как способ их бытия в культуре.

Продолжим наше рассуждение.

Какой же счастливой звезде или какому случаю орхидеи обязаны этим подарком истории, каковым являются родословные ? Конечно же, он проистекает не из сверхестественных причин или воли отдельных людей, а из их природы. Из двух их характерных свойств. Во-первых, колоссального разнообразия. Во-вторых, из сравнительной молодости семейства орхидных, благодаря чему различные виды этого семейства могут вступать в скрещивания. И результат таких скрещиваний не только жизнеспособен, но и в свою очередь дает потомство. Более того, у орхидей возможны не только межвидовые, но и межродовые гибриды, также легко дающие потомство. Оба этих обстоятельства сделали родословные удобным механизмом описания новых сортов орхидей, а со временем - просто необходимым.

И вот в чем дело. Поскольку орхидеи оказались в силу упомянутых двух причин интересными не только с точки зрения их визуального разнообразия, но и как звенья непрерывного культурного процесса гибридизации и селекции, потребность поддержания этого процесса стала доминантой орхидеистики. Стремление улучшить или видоизменить декоративные свойства представителей той или иной линии приводит к необходимости глубокого знания родословных. И дело идет не только о возможных тех или иных расщеплениях признаков при скрещивании или, наоборот, их устойчивости, о наличии рецессий у родителей, но о гораздо более существенных чертах современных сортов орхидей.

Каких же, спросите вы? Первая из них вот какая - каждый сорт орхидеи характеризуется своею плоидностью. Для несведующих: плоидность - это просто целое число. Мы сознательно оставляем за скобками анеуплоиды. Их плоидность тоже можно считать числами, но только не целыми и даже не вещественными, а совершенно особой природы. Зная плоидность родителей можно подсчитать типичную плоидность потомства, хотя бывают отдельные мутации. Правила вычисления плоидности потомства бывают как универсальные, справедливые для всех орхидей, так и специфические, выполняющиеся только в случае конкретных родов. Сорта определенной плоидности являются лучшими родителями, другой худшими. Кроме того, от плоидности зависит скорость роста особи. Чем выше плоидность, то есть, чем больше то самое целое число, тем медленнее растет растение. Тем меньше цветков на цветоносе, тем он короче, и тем больше размер цветков и интенсивнее их пигментация. При более высокой плоидности труднее проявляются рецессивные признаки. Селекция становится однонаправленной и более медленной. Тем самым, плоидность разделяет все обилие сортов тех или иных орхидей на страты, сложным образом взаимодействующие друг с другом.

Вторая черта - родословные разбивают растения одной группы, например, фаленопсисы, на расы. Дело в том, что хотя виды одного рода и скрещиваются между собой, результат скрещивания может быть в свою очередь хорошим или плохим родителем. То же самое касается сортов. Таким образом, гибридизационный процесс имеет тенденцию развиваться в рамках рас, в то время как межрасовые скрещивания, несмотря на их возможные высокие декоративные качества, оказываются либо генетическими тупиками, либо дают потомство, принадлежащее к той или иной родительской расе, при соответствующем выборе другого родителя.

Сочетание же обеих черт, осложненное наличием мутаций, делает картину настолько головокружительно интересной, что от разгадывания хитросплетений родословных нельзя оторваться.

Значит ли это, что вся орхидеистика - просто очередная игра ума? Отчасти да, ведь это культурный феномен. Отчасти нет, орхидеи - по-прежнему, какой бы родословной они не обладали, живые существа, которые способны радовать своих владельцев своим ростом и цветением.

Иными словами, гибридизация и селекция орхидей - не игра в бирюльки, блуждание без руля и без ветрил в мире виртуальных генеалогий. А коллекционирование не есть пустая забава, подобная собиранию марок или спичечных этикеток. Есть определенный вектор, направление движения, есть азимуты, которые позволяют его так или иначе характеризовать. И в чем же они заключаются?

Трудно разорвать два существительных в словосочетании "декоративность растения". Декоративными могут быть не только они, но и фотографии, картины, рисунки, вышивка. И от декоративного растения требуется прежде всего наличие свойств, не воспроизводимых в других более доступных и менее повреждаемых материалах. Хотя, в принципе, возможны и иные точки зрения.

Наличие различных точек зрения позволяет коснуться еще одной очень важной темы. Каждый коллекционер имеет свою позицию по данному вопросу. И свои аргументы в ее пользу. Наличие позиции позволяет говорить о единомыслии или о разномыслии. В соответствии с этим коллекционеры, даже проживающие в одном городе, либо тяготеют друг к другу, либо, наоборот, отталкиваются. Единая среда общения расчленяется на более или менее обособленные группы, оформляющиеся в виде клубов.

В клубе, на сайте которого вы находитесь, принята следующая точка зрения. Главным декоративным свойством орхидеи является фактурно-текстурная колористика. Специфическое для лепестков цветка сочетание цвета, фактуры и текстуры. Все остальное - форма, рисунок, размер - лишь служит подчеркиванию уникальности фактурно-текстурной колористики конкретной особи. Например, как контрастный рисунок одежды выявляет ее объемность на стереофотографии, позволяя использовать освещение и светотень для проявления фактуры.

Итак, мы выяснили каким образом и какие природные особенности орхидей порождают их способ бытия в культуре, каковым в начале рассуждения определялось коллекционирование, и начали выявлять его особенности. И в качестве первой был упомянут клубный характер коллекционирования.

Сосредоточим внимание на некоторое время на этом феномене и проанализируем его чуть тщательнее.

Различие целей, которые ставят перед собой разные клубы, приводят к различиям в коллекциях. И с некоторого времени эти различия могут закрепляться на природном уровне, подобно тому как формируются породы собак. Тем самым, не только природа орхидей порождает их способ бытия в культуре, но и, наоборот, их способ бытия в культуре видоизменяет их природу. Более подробно на этом мы остановимся в следующем материале, посвященном селекции орхидей, где помимо всего прочего будет рассказано о том, как клубы коллекционеров естественным образом превращаются в селекционные клубы.

Конечно же, есть утверждения, под которыми подпишется любой коллекционер. Например, что коллекционное растение должно быть редким. Тому, что продается чуть ли не оптом на каком-нибудь птичьем рынке, уже не место в серьезной коллекции.

Теперь же обратимся к еще одной особенности коллекционирования орхидей, отличающей его от иных форм собирательства, например, коллекционирования картин или декоративных объектов.

Никак нельзя забывать, что, содержа у себя дома орхидеи, мы имеем дело с живым существом. Его цветок, засушенный в гербарии, уже не есть цветок. Цветение - это представление, имеющее место быть здесь и сейчас. Подготовленное всей остальной жизнью растения и нашим уходом за ним. Если угодно, выставка, таинственный перформанс ... Безусловно требующие соответствующего обрамляющего гипертекста: профессионального и увлекательного рассказа о растении, возможно, сопровождаемого слайд-шоу с фотографиями предков и родственников из "семейного архива". Но при любом, даже самом изысканном сопровождении вряд ли можно говорить о роскошном цветении растения, умирающем от нашествия вредителей. Про такое скажут: "Зацвело с горя". В подготовке растения к цветению есть своя интрига. И наличие чего-то интригующего - неотъемлемое свойство коллекционирования орхидей.

Небольшое отступление. Слово "интрига" постепенно уходит из нашего лексикона, как и соответствующий феномен из культуры. Даже в театре все меньше и меньше интриги, а больше или психологии, или действия. Пожалуй, только специалисты по испанскому театру "Золотого века", да режиссеры-постановщики пьес Лопе де Веги и Кальдерона чувствуют всю прелесть этого явления. Абсолютно необычного и специфичного.

Сразу скажем, для коллекционера интрига подготовки растения к цветению раскрывается лишь одной из своих сторон. Все его усилия направлены на создание тех условий, при которых бы растение раскрыло бы весь свой потенциал. Безусловно, существует некий идеальный способ ухода за растением, но коллекционеру он неизвестен. В постоянном контакте с растением коллекционер узнает все новое и новое для себя. Та интрига, о которой идет речь - интрига интерактивности. В следующих материалах, посвященных селекции и гибридизации, пойдет речь и о другой форме интриги, в определенной мере более традиционной, - об интриге случайности.

И здесь самое время коснуться еще одного важного требования к коллекционному растению. Оно должно быть долговечно. С точки зрения продолжительности жизни орхидеи - коллекционные растения по определению, ведь естественный биологический срок их жизни составляет несколько сотен лет. И дело коллекционера или простого любителя не загубить свои растения.

Но если подходить к делу в свете вышесказанного, постановка требования несколько видоизменяется. Речь уже не идет о продолжительности жизни, но о длительности интриги. При этом, конечно же, не имеется ввиду длительный срок до вступления растения в цветение, хотя и среди коллекционеров найдутся любители подобного рода мазохизма. Речь идет о продолжении развития растения после первого цветения, когда уже цветущему растению требуются десятилетия, чтобы войти в период своего расцвета.

Попытаемся сформулировать мысль несколько точнее. На самом деле, следовало бы отметить, что наш процесс взаимодействия с растением неотвратимо обусловлен необходимостью ухода за ним. И эта необходимость исчезает, лишь когда растение покидает тем или иным образом коллекцию. Но то, насколько интригует это взаимодействие, зависит от природы растения ... Способность интриговать нас, поддерживая наш интерес к себе, - непременный атрибут коллекционного растения.

Это немаловажное обстоятельство существенно повлияло на выбор специализации нашего клуба.

Итак, сосредоточив свое внимание на феномене коллекционирования сортовых орхидей и его природе, мы выявили далеко не полный ряд его специфических черт. Уже перечисленное является достаточным стимулом для того, чтобы продолжить самостоятельно их изучение не путем чтения страничек на клубном сайте, а погрузившись собственной персоной в этот замечательный мир - мир коллекционирования сортовых орхидей. И обретение своего места в этом мире невозможно без контакта с другими его обитателями. Познакомиться с ними проще всего, отыскав их странички или персональные сайты в Интернете, и воспользовавшись приведенными контактными данными. Этот способ наиболее удобен и безопасен. На таких страничках или сайтах содержится обычно довольно подробная информация о личности их владельцев, позволяющая довольно точно отличить настоящих коллекционеров от барыг-"кулёкцанеров", как правило, не имеющих ни собственной коллекции, ни достаточно глубоких познаний в предмете, но готовых побыстрее сделать прибыль на интересе других и ради этого привозящих растения неопределенного качества исключительно в целях перепродажи.

Разбирая феномен коллекционирования сортовых орхидей, мы также пришли к пониманию того, что в силу своих неотъемлемых характерных черт этот феномен неразрывно связан и естественно перерастает в занятие селекцией, чему мы и посвятим следующий материал.


P.S. В последнее время "кулёкцанеры" начали активно осваивать Интернет. Их коммерческие сайты характеризуются рядом признаков. Как правило, это отсутствие подробной персональной информации о владельце или владельцах сайта. Наличие форумов, участники которых безымянны, причем одно и то же лицо может скрываться за десятью никами, посвященных всецело бездарному "интеллигентскому трепу", элементарным аспектам агротехники плюс объявлениям о продаже. Уклончивые ответы на прямые вопросы о способе контакта с конкретным лицом или просьбы показать свои коллекции. Лица, занимающиеся непосредственно продажей, часто проявляют полную некомпетентность в вопросах содержания орхидей и, тем более, сортимента, скорее всего, являясь подставными лицами, не имеющими серьезного отношения к орхидеям. Будьте осторожны !


Обязательно загляните на доску объявлений.
Hosted by uCoz